Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
- …На свете нет ничего более опасного, чем новый король,
решивший впервые испытать силу своих крыльев.
- Ничего более опасного? Даже если это окажется новая королева?




Интриганская фэнтези – один из самых моих любимых поджанров, но принадлежащих к нему книг у нас издаётся не очень-то много. Так что появление трилогии Саймона Брауна, первым томом которой и является «Наследство», не могло не вызвать прилив оптимизма, тем более что и отзывы были очень даже положительные. Действие книги происходит в государстве Гренда Лиар, устроенном наподобие Священной Римской империи – множество небольших королевств объединены под властью верховного правителя в городе Кендра. В начале Грендой Лиар правит старая королева Ашарна, у которой есть четверо детей от трёх мужей. При этом два первых мужа были выходцами из Двадцати домов – старой аристократии государства, третий же, прославленный полководец Элинд Чизел, был простолюдином, и родившийся от этого брака младший принц Линан всю свою жизнь находился в семье на положении изгоя. Символами королевского дома уже многие поколения являются четыре Ключа Власти, которые вроде бы должны обладать магической силой, но способы их использования давно забыты. Перед смертью Ашарна распределяет Ключи между всеми четырьмя своими детьми; Линан, в частности, получает Ключ Единения, знак личного представителя монарха в подчиняющихся ему королевствах. Однако события после смерти Ашарны развиваются совсем не так, как предполагалось. Заговорщики убивают короля Берейму прямо в день похорон его матери и обвиняют в этом преступлении Линана. Принцесса Арива, унаследовавшая трон, с готовностью верит в измену младшего брата и отправляет погоню за ним и несколькими предполагаемыми сообщниками. Линан вынужден бежать, надеясь добраться до земель кочевников-четтов, где верховная власть не так сильна и можно надеяться укрыться от преследователей.
Собственно, по отзывам я уже знал, что «Наследство» - это самая слабая часть трилогии, так что многого от первого тома я не ожидал. Тем не менее и он оказался неплох – добротное и увлекательное начало цикла, знакомство с интересным, хоть и вполне традиционно прописанным, миром и его героями. Сюжет развивается быстро и динамично, из общей завязки, связанной с передачей власти и заговором, выходят сразу несколько линий. Центральное место занимает, пожалуй, история принца Линана, но параллельно с ней идут ещё несколько; правда, точное число их определить сложновато, так как события, происходящие в столице, тесно связаны между собой, так что не все сюжетные линии явно выделяются из них. Образы же действующих лиц пока едва намечены, у героев просто не было достаточно времени, чтоб проявить себя достаточно глубоко и ярко, слишком уж быстро менялись и развивались события. Так что главной заслугой автора становится всё же сюжет, а также созданный им мир. Королевство Гренда Лиар, повторюсь, описано в достаточно традиционной для фэнтези манере, однако автор явно решил уделить ему больше внимания, чем обычно. В результате Гренда Лиар предстаёт не обычным квазисредневековым королевством, играющим роль декорации, а всё ещё могучим, но явно стоящим на пороге крупных перемен государством, чья судьба не только тесно связана с сюжетом, но и во многом направляет его. Старая аристократия многие поколения была главной опорой трона, однако времена меняются, и её всё сильнее теснят с одной стороны правители и знать вассальных королевств, а с другой постепенно набирающие силу простолюдины – торговцы и ремесленники. До поры до времени перемены сдерживала власть уважаемой и почитаемой всеми без исключения Ашарны, но теперь её нет, а значит, что-то непременно должно произойти. Собственно, уже происходит, но главные события ещё явно впереди.
Итог: незаурядное произведение с хорошими перспективами. Надеюсь, отзывы не обманут и в будущем, и следующие тома окажутся ещё лучше.
Вероятность перечитывания: 80-90%.

@темы: Книги