Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Один клоун, приезжающий в город, даёт людям больше здоровья,
чем сто ишаков, нагруженных лекарствами.
Древняя пословица



Я не могу сказать, что очень уж люблю читать чьи-то воспоминания, мемуары, биографии, вне зависимости от того, кем был человек, их написавший. Вернее, не так надо бы сказать. Читать-то люблю, но не целыми книгами, а в виде чего-то вроде старых и новых интервью, не очень объёмных статей и заметок и тому подобного, а об этом пост в дайри вряд ли напишешь. Вот и получилось, что о-очень давно не было у меня тут сообщений о таких книгах - кажется, с мемуаров Георгия Данелии. Но когда мне в руки попала книга воспоминаний Юрия Никулина, я не мог отказать себе в удовольствии прочесть её от начала и до конца. А прочтя - не мог не написать.
Книга "Почти серьёзно" на самом деле выходила уже несколько раз, впервые появившись, если не ошибаюсь, ещё в 70-е годы, но мне познакомиться с ней до сих пор как-то не удавалось. В ней Никулин вспоминает в буквальном смысле всю свою жизнь, начиная с самых юных лет, с первого знакомства с цирком, с первых детских мечтаний о работе там. Значительная часть книги посвящена военным годам, ведь Юрий Владимирович, служивший в зенитной артиллерии, прошёл и финскую, и Великую Отечественную, принимал участие в обороне Ленинграда и в освобождении Прибалтики. Но всё же чувствуется, что он, как и многие другие фронтовики, не очень-то охотно вспоминал то время, и разве можно не понять его в этом? Хотя и тогда, конечно, было много и забавных, и трогательных, и радостных моментов, и именно им Никулин старался уделить гораздо больше внимания.
Но всё же большая и главная часть книги посвящена работе Юрия Никулина в цирке - от первых уроков в цирковой студии, от обучения и совместной работы у знаменитого клоуна Карандаша до первых самостоятельных выступлений и поистине всесоюзного, даже всемирного признания. Сейчас даже как-то удивительно читать о том, как, казалось бы, прирождённому клоуну Никулину тяжело давались его первые шаги на манеже, с каким трудом придумывался и нарабатывался прославивший его и его многолетнего партнёра Михаила Шуйдина цирковой репертуар. В качестве эпиграфов к многочисленным коротким главкам, составляющим эту часть книги, Никулин использует записи из "клетчатой тетради", сопровождавшей его на всём творческом пути. Это могут быть анекдоты, байки, просто какие-то текущие зарисовки, цирковые легенды, в основном, конечно, весёлые и забавные, но иногда и печальные и даже трагические. Находится в книге место и для множества людей, с которыми Никулину приходилось сталкиваться в цирке и вне его, от знаменитых артистов до практически забытых сегодня.
Последняя часть воспоминаний посвящена работе Юрия Никулина в кино. И тут вот что любопытно - не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что прежде всего зрители помнят его комедийные роли, а вот сам Никулин намного охотнее и подробнее пишет о работе в серьёзных фильмах - "Когда деревья были большими", "Ко мне, Мухтар", "Они сражались за Родину"... Мне думается, так получилось по двум причинам. Во-первых, роли в комедиях не так уж сильно отличаются от его циркового амплуа, а о всевозможных клоунадах рассказано было уже немало. А во-вторых, в силу большей известности и популярности этих ролей именно о них Никулина спрашивают намного чаще, и он либо попросту устал о них рассказывать, либо считает, что практически всё уже рассказал. Жаль только, теперь уже не узнать, насколько справедливы мои предположения...
В конце надо бы сделать какое-то резюме... Только какое тут ещё резюме нужно? Книга воспоминаний великого артиста, любимого несколькими поколениями зрителей - думаю, это говорит само за себя.

@темы: Не ФиФ единой, Книги