Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Я уже полюбил свою одинокую жизнь. Можно научиться даже ценить
свою раковую опухоль, если достичь соответствующего состояния духа.
Ричард Мюллер
свою раковую опухоль, если достичь соответствующего состояния духа.
Ричард Мюллер
Назвать Роберта Силверберга плодовитым автором - значит сильно преуменьшить его вклад в историю фантастики. Он не просто плодовит, за полвека творческой деятельности он настрочил значительно больше сотни романов, более четырёхсот повестей и рассказов, плюс множество эссе, статей и нехудожественных книг, плюс редактирование нескольких десятков антологий... Понятно, что при такой скорострельности средний уровень его произведений наверняка невысок. Но в то же время это вовсе не значит, что он равно невысок у всех его книг вообще, иначе никакая плодовитость не позволила бы ему до сих пор считаться одним из признанных классиков жанра. И вот по крайней мере все лучшие его книги я хочу со временем прочесть. Сейчас очередь дошла до этого небольшого романа (или даже большой повести).
Когда-то одна из земных исследовательских экспедиций открыла планету под названием Лемнос. На этой планете был обнаружен древний лабиринт, напичканный многочисленными и разнообразными, но равно смертоносными ловушками. Кто его построил, так и осталось неизвестным - никаких признаков существования разумной жизни на Лемносе в данный момент обнаружено не было. Попытки проникновения и изучения лабиринта предпринимались неоднократно, но все они завершились либо гибелью, либо отступлением исследователей. И лишь один человек прошёл-таки до самого центра - прошёл и остался там навсегда. Не погиб, нет, а просто решил прожить там остаток своих дней в гарантированном одиночестве. Человеком этим был Ричард Мюллер, бывший дипломат, первым из всех людей попытавшийся вступить в непосредственный контакт с иной разумной расой, обитающей на планете Бета Гидры IV. Что в точности случилось там, так и осталось загадкой как для самого Мюллера, так и для всех его коллег, но после возвращения на Землю он уже не смог находиться в человеческом обществе. Причём для него-то всё было нормально, но все остальные люди, приблизившись к Мюллеру, начинали чувствовать чудовищное телепатическое излучение, словно бы вживую ощущая все тёмные стороны человеческой души - ненависть, боль, страх, гнев, презрение и так далее. Никто не мог больше ни общаться с Мюллером, ни даже просто находиться в его обществе, и тогда тот выбрал добровольное изгнание. Но теперь именно Ричард оказался единственной надеждой человечества на спасение от новой угрозы - единственным человеком, который, возможно, способен к телепатическому общению с другой чужой расой, все иные попытки контакта с которой оказались безуспешны. И вот на Лемносе высаживается новая экспедиция, в составе которой находятся бывший коллега Мюллера, отправивший его в то самое путешествие на Бету Гидры, а также сын его старого друга, которым предстоит любой ценой убедить Ричарда выйти из лабиринта и помочь человечеству, девять лет назад отвернувшемуся от него.
Очень мощная книга получилась, хотя и короткая. Прежде всего внимание обращаешь, конечно, на самого главного героя, Ричарда Мюллера, сильного и цельного человека, достойного глубочайшего уважения за свои мысли, решения, поступки. С другой стороны, примечательны и два других героя - Чарльз Бордмен, тот самый старый коллега, который и готов приложить любые усилия, лишь бы вытащить Мюллера из лабиринта, даже против его воли, и юный Нед Раулинс, на которого было возложено непосредственное общение с Ричардом и попытки уговорить его миром выйти наружу. У всех них своя правда, и вполне обоснованная, даже у Бордмена, который на первый взгляд выступает явно отрицательным героем - но он, вполне очевидно, готов смириться и с этой ролью, если сможет тем самым принести действительную пользу человечеству. Между этими тремя героями происходит потрясающе убедительный и блистательно прописанный психологический конфликт - даже трудно поверить, что на такое способен автор, скажем, любимых мною, но с данной точки зрения большей частью весьма поверхностных книг о Маджипуре. Чем завершится этот трёхсторонний поединок (ибо хотя цель Неда и совпадает с целью Бордмена, но методы последнего вызывают у Раулинса явное отторжение), предсказать невозможно до самого его финала, и даже потом, когда всё заканчивается, ещё продолжаешь с удовольствием вспоминать его подробности. А при том, что происходит это на фоне скупых, но весьма впечатляющих декораций смертоносного лабиринта, добавляющих к психологии идеально выверенную долю действия, я готов сказать, что это лучшая книга Силверберга из всех, что я у него читал. Хоть и прочёл я пока не так уж много его произведений, но уверен, что превзойти "Человека в лабиринте" ему было бы очень сложно. Но это вовсе не значит, что я не стану читать других его книг. А вдруг?
Вероятность перечитывания: 100%.
Надо бы перечитать как-нибудь.