Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Странные впечатления оставляет эта книга со страшноватым названием. Не скрою, новый роман Иванова я ждал с большим нетерпением, и из всех новинок, приобретенных во время пребывания дома, именно за него взялся прежде прочих. Прочёл быстро... и не сразу разобрался, о чём же я, собственно, читал.

Впрочем, на первый взгляд, всё очевидно - маленький городок Ковязин, в котором происходит действие книги, это такой собирательный образ современной российской глубинки, с разгулом преступности, пьянством, коррупцией, умирающей соцсферой и прочими "прелестями". Представить, думаю, несложно, даже не читая. Кое-кто из критиков уже успел окрестить книгу "энциклопедией русской жизни" (впрочем, в формулировке могут быть вариации), по явной аналогии с гоголевскими "Мёртвыми душами". В общем-то, такая оценка вполне справедлива, однако это лишь одна из граней этого романа.

Главный герой, вполне себе преуспевающий художник Борис Моржов. Правда, преуспевание его с местной жизнью мало связано - просто кое-какие его работы были удачно проданы в каких-то галереях в Москве, так что деньги у Моржова имеются в достатке. Но несмотря на это, он работает оформителем выставочного зала в местном МУДО (муниципальном учреждении дополнительного образования), бывшем Доме пионеров. В конце очередного учебного года выясняется, что местное руководство планирует МУДО закрыть, а взамен создать некий подростковый Антикризисный центр. Хотя это произойдёт только осенью, а пока у сотрудников другая задача - необходимо "оживить" заброшенный летний лагерь, куда якобы должна приехать на отдых группа американских подростков. При этом местных детей там должно присутствовать не менее 30, а приехали только шестеро. Что делать? Моржов принимает решение спасти своих коллег от увольнения, для чего необходимо набрать нужное количество сертификатов, по которым и будет проверяться выполнение "плана" (и снова повеяло "Мёртвыми душами"; впрочем, они упомянуты прямо в тексте). Но надо отметить, что делает это Борис отнюдь не из благородства: единственное, к чему он стремится, это переспать с тремя сотрудницами, также работающими в лагере. Если б для достижения этой цели было нужно не спасти, а утопить МУДО, Моржов (особенно такой, каким он предстаёт в начале книги), скорее всего, спокойно бы его утопил.

Вообще, заведомо положительных персонажей тут практически нет - у любого есть какой-то таракан в голове или скелет в шкафу. Конечно, размеры таракана для всех различны - у одних это продажность, сутенёрство и вообще преступные склонности, у других - эгоистичность или "безобидное" пьянство. Поэтому "хорошими" приходится считать тех, кто хоть в чём-то лучше действительно "плохих". Возможно, для современной жизни это и справедливо, но верить в это не хочется.

Важное место в книге занимает "подростковая" линия - все события, связанные с взаимоотношениями между взрослыми и детьми в этом спонтанно организованном лагере. Именно эти эпизоды больше всего напоминают "Географ глобус пропил", книгу, с которой "Блуду и МУДО" сравнивают чаще всего. И, пожалуй, для меня это была самая интересная и самая удачная линия во всём романе.

Однако похоже, что сам Иванов писал книгу для того, чтоб вложить в уста своих героев, и Моржова прежде всего, собственные рассуждения и размышления о современной России, о её прошлом, настоящем и будущем, о причинах всего, что сейчас происходит. Очень уж часто в мыслях и разговорах проявляются такие рассуждения. Особенно старается главный герой - на то он и главный. Моржов так и сыплет аббревиатурами, которыми обозначает различные явления в жизни и поведении окружающих - всякими ДП, ПНН, ОБЖ, ОПГ и так далее. При этом, хотя аббревиатуры чаще всего нам знакомы, расшифровываются они совершенно непривычным образом, а поскольку расшифровка в большинстве случаев встречается лишь один-два раза, со временем в них просто путаешься. Впрочем, сами по себе эти мысли интересны и заслуживают внимания, только высказываются слишком уж навязчиво.

Итог: умная и увлекательная книга, написанная красивым, несмотря на обилие мата, языком, но перенасыщенная эротикой и авторскими мыслями "обо всём". Книга спорная и, наверное, этапная. Во многом мне близко мнение Вадима Нестерова, который сравнивает её с "Общагой-на-Крови": как из отдельных граней "Общаги" выросли "Сердце пармы", "Золото бунта" и "Географ", так и "Блуда" вполне может стать подобным базисом для следующих отличных произведений. Прочесть стоит в любом случае - Ивановых у нас по-прежнему очень мало.

Вероятность перечитывания: 50-90%.