Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Снова небольшая вводная, на сей раз с книгой практически никак не связанная. Когда-то давно, в начале 90-х, появилась в нашей стране первая ласточка из стаи настольных ролевых игр. Это на западе D&D сотоварищи процветали уже пару десятилетий, а у нас о таком знали лишь единицы. Звалась эта ласточка "Заколдованная страна". Подробно рассказывать о ней я не буду, тем более что в "новорожденном" виде играть в нее было невыносимо. Впрочем, после коренной переработки правил становилось весьма неплохо, но об этом, может быть, в другом сообщении расскажу. А вспомнил я о ней по следующему поводу: самое могучее чудище (уступавшее разве что Черному Магу, но он все же не чудище, а человек) звалось там Франкенштейн. Не знаю, почему его так назвали - скорее всего, просто слово понравилось, поскольку никаких данных об "искусственном" происхождении этого чудища не было. Но с тех пор слово "Франкенштейн" так и означает для меня в первую очередь трехрогого монстра из "Заколдовки", а не искусственно созданное живое существо. Тем не менее, пришла все же пора и к первоисточнику обратиться 
Сюжет романа, написанного еще в начале XIX века 19-летней Мэри Шелли, сейчас, наверное, знаком каждому, благо в фантастике к нему обращались многие и многие авторы. Тем не менее, история молодого ученого Виктора Франкенштейна, создавшего живое мыслящее существо из неживой материи и не сумевшего справиться с ним, потрясает до сих пор. Тем не менее, в собственных бедах и в гибели своих близких винить он может только себя, тогда как созданный им монстр, при всех творимых им жестокостях, фигура куда более трагическая. Ведь изначально в его душе зла не было, но везде на своем пути он встречал только страх, ненависть и враждебность, и разве можно требовать от него мирного самоустранения? А в душе Виктора кипит огонь ярости, направленной против того, кого он же и сотворил; более того, первопричиной этой самой ярости явлется отталкивающая внешность существа, то есть то, каким сам Виктор его и сделал. Более того, вполне справедливые слова, указывающие на это, Франкенштейн называет "демоническим даром убеждения", свойственным чудовищу. Нет, мне трудно жалеть этого человека, в отличие от тех, кому он принес гибель собственной гордыней, глупостью и ненавистью.
Что же сам роман? Роман замечательный, истинная классика мировой литературы, и во многом он стал предтечей современной научной фантастики. Сочетая в себе черты двух литературных течений - готики и романтизма - он замечательно читается до сих пор, и прочесть его стоит непременно.

Сюжет романа, написанного еще в начале XIX века 19-летней Мэри Шелли, сейчас, наверное, знаком каждому, благо в фантастике к нему обращались многие и многие авторы. Тем не менее, история молодого ученого Виктора Франкенштейна, создавшего живое мыслящее существо из неживой материи и не сумевшего справиться с ним, потрясает до сих пор. Тем не менее, в собственных бедах и в гибели своих близких винить он может только себя, тогда как созданный им монстр, при всех творимых им жестокостях, фигура куда более трагическая. Ведь изначально в его душе зла не было, но везде на своем пути он встречал только страх, ненависть и враждебность, и разве можно требовать от него мирного самоустранения? А в душе Виктора кипит огонь ярости, направленной против того, кого он же и сотворил; более того, первопричиной этой самой ярости явлется отталкивающая внешность существа, то есть то, каким сам Виктор его и сделал. Более того, вполне справедливые слова, указывающие на это, Франкенштейн называет "демоническим даром убеждения", свойственным чудовищу. Нет, мне трудно жалеть этого человека, в отличие от тех, кому он принес гибель собственной гордыней, глупостью и ненавистью.
Что же сам роман? Роман замечательный, истинная классика мировой литературы, и во многом он стал предтечей современной научной фантастики. Сочетая в себе черты двух литературных течений - готики и романтизма - он замечательно читается до сих пор, и прочесть его стоит непременно.