Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
1. Роберт Гэлбрейт. "Шелкопряд" ("Корморан Страйк", кн. 2)
17. Стюарт Мур. "Первый мститель. Гражданская война"
2. Стелла Геммел. "Город"
3. Шолом-Алейхем. "Тевье-молочник"
4. Феликс Арский. "Перикл" (ЖЗЛ)
читать дальше
Глава о предпосылках Пелопоннесской войны словно бы расписывает известный афоризм о Первой мировой: "Войны никто не хотел. Война была неизбежна".
5. Ли Бардуго. "Продажное королевство" ("Шестёрка воронов", кн. 2)
6. Александр Коржаков. "Бесы 2.0. А цари-то ненастоящие!"
7. Николай Борисов. "Михаил Тверской" (ЖЗЛ)
8. Валентин Катаев. "Зимний ветер" ("Волны Чёрного моря", кн. 3)
9. Василий Авченко. "Фадеев" (ЖЗЛ)
10. Редьярд Киплинг. "Ким"
11. Майкл Салливан. "Заговор против короны" ("Откровения Рийрии", кн. 1)
12. Анатолий Левандовский. "Карл Великий" (ЖЗЛ)
13. Павел Аптекарь. "Чапаев" (ЖЗЛ)
Чапаева, кажется, знают все. Хотя сейчас, наверное, уже не все, а, может, многие. Да и знают его как символ, а чаще даже как персонажа анекдотов. Хотя даже в этом Василию Ивановичу, наверное, повезло - многих его товарищей, не менее, если не более, талантливых и способных, сейчас знают лишь специалисты. Новая книга в серии ЖЗЛ открывает читателю Чапаева-человека, внимательно и детально очищая его образ от сложившихся за прошедшие десятилетия мифов.
14. Джеймс Кори. "Война Калибана" ("Пространство", кн. 2)
Расширение точек взгляда на сюжет с двух главных героев к пяти дался мне как читателю поначалу непросто, книга читалась медленнее первой, по крайней мере, пока события не начали складываться в единую картину. Но результат получился ничуть не хуже, авторы, может, и не говорят новых слов в научной фантастике, но зато все уже открытые слова используют с умом и к месту, находя время и для глобальных событий, меняющих жизнь целых планет, и для личных историй, и для приключений, и для боёв, и для интриг.
15. Владимир Чиков. "Суперагент Сталина. Тринадцать жизней разведчика-нелегала"
Взял эту книгу с излишне кричащим названием, когда ещё не удалось раздобыть биографию поистине легендарного разведчика Иосифа Григулевича в ЖЗЛ. Сейчас ЖЗЛовский томик у меня тоже есть, но его жизнь вполне достойна более чем одного жизнеописания. Правда, книгой Чикова я остался не вполне доволен. Прежде всего, сильно не хватает информации о ранних годах жизни его героя, всё начинается практически уже с испанской войны, на которую Григулевич отправился добровольцем и там попал на службу в советскую разведку. А самое главное, автор построил свой рассказ в основном на диалогах, придавая ему чрезмерную художественность. К тому же диалоги эти нередко кажутся слишком искусственными, будто автор не нашёл иного пути, чтоб рассказать о мыслях, взглядах и решениях своего героя, да и передать реалии жизни в нелегальной разведке тоже. Тут, каюсь, не раз и не два всплывало в памяти почти уже хрестоматийное "- Не хотите ли черешни? - Вы ответите: - Конечно!".
Но всё же цели рассказать современному читателю о судьбе выдающегося разведчика-нелегала книга достигла. Но любопытно будет сравнить её с ЖЗЛовской.
16. Валентин Катаев. "Катакомбы" ("Волны Чёрного моря", кн. 4)
Заключительная книга о Пете, вернее, теперь уже Петре Васильевиче Бачей написана была второй по счёту, в конце сороковых, и стала одним из первых откликов большой литературы на войну. Возможно, именно из-за такой временной близости роман о нескольких годах жизни Петра Васильевича и его сына Пети и их участии в борьбе одесского подполья с первых дней оккупации до самого освобождения города получил яркую агитационную окраску, лёгкость и искренность "Паруса" даже здесь проглядывают лишь местами, временами теряясь среди тяжеловесных идеологических вставок. Взгляд ребёнка, много раз приносивший автору успех, удаётся здесь далеко не всегда, хотя, когда удаётся, получаются поистине блистательные эпизоды.
17. Стюарт Мур. "Первый мститель. Гражданская война"
В оригинале это просто "Гражданская война", дополнение в названии на совести наших издателей. Никакой связи с фильмом тут нет, роман - это целиком и полностью адаптация одной из самых известных серий комиксов последних лет. В целом даже без картинок это по-прежнему комикс, со скоротечными диалогами, мгновенной сменой мест действия и вообще чрезвычайно быстрым развитием сюжета. Попытка придать действию глубины через раскрытие мыслей и переживаний героев не особенно удалась, мысли эти своеобразием и неоднозначностью не поражают. А уж вскрики сторонников Капитана Америка, выступающих против всеобщей регистрации супергероев, о фашистских поступках Старка и его последователей только раздражают своей неимоверной глупостью.
18. Майкл Салливан. "Авемпарта" ("Откровения Рийрии", кн. 2)
Продолжение приключений парочки авантюристов. Захолустная деревня на границе закрытых эльфийских земель вдруг приковывает к себе внимание всех сильных мира, и похоже, что бы там ни произошло, мир и его жителей ждут серьёзные перемены. Первая книга, впрочем, была поувлекательнее, и не хватает среди действующих лиц монаха Майрона. Зато появились новые персонажи, куда же без них? Гном Магнус, с которым, впрочем, герои успели уже всерьёз столкнуться раньше, и местная жительница Трейс вполне способны предподнести парочку сюрпризов.
19. Игорь Курукин. "Анна Леопольдовна" (ЖЗЛ)
Книга о правительнице России, которую помнят сейчас разве что из-за необычного отчества. Взгляды историков на год её правления в качестве регентши собственного грудного сына - Ивана VI (или III, разные традиции есть) - были весьма нелестны, что вряд ли удивительно, поскольку в правление Елизаветы память о свергнутом младенце и его матери попросту вымарывалась, Екатерина II тоже особенно им не симпатизировала, ну а дальше и просто привыкли. Автор этой биографии постарался дать более объективный портрет женщины, искренне старавшейся исполнить свой долг, но, к сожалению, недостаточно готовой к роли самодержавной правительницы.
Как и в других книгах, Курукин немало внимания уделяет разнообразным деталям жизни страны и двора в описываемый период - бытовым мелочам, указам, назначениям и так далее. В иные моменты становилось очень грустно читать, к примеру, о заказанных для маленького императора игрушках, мебели, одежде, зная, что пользоваться ими ему не суждено...
Неожиданно встретил в книге упоминания сразу о двух разных людях с моей фамилией - прапорщике Осипе и полковнике Владимире Чертовых. Может быть, это кто-то из моих предков.
20. Шон Байтелл. "Дневник книготорговца"
Эталонный образец книги, представляющей собой именно то, что написано на её обложке. Под обложкой читателя ждут короткие повседневные заметки владельца букинистического магазина из небольшого шотландского городка, заметки обо всём - о книгах, о читателях, о клиентах и сотрудниках магазина, о событиях большого мира и вообще о чём угодно, что может прийти в голову. Чтение очень увлекательное, хотя, конечно, не для всех.
21. Михаил Михеев. "Заморский вояж" ("Адмирал", кн.2)
Попаданец в теле адмирала Лютьенса избавился от Гитлера и ярых нацистов, организовал союз с СССР и идёт бить Штаты. Красота же 
