- Жизнь должна быть больше, чем простое выживание.
- Тогда определите это «большее» для себя, сэр. Не
требуйте от мира гибели, если у вас появились сомнения.




Альфред Бестер вошёл в историю фантастики в первую очередь благодаря двум самым известным своим романам – «Человек без лица» и «Тигр! Тигр!». В прошлом году я познакомился с первым из них, ну а теперь дошла очередь и до второго. Действие «Тигра!» происходит в середине третьего тысячелетия, когда вся жизнь человечества изменилась благодаря открытию способности человека к телепортации (или джантированию), хотя изменения эти были не только к лучшему. Скажем, общественная мораль регрессировала до уровня викторианских времён, а заселённые людьми планеты Солнечной системы раскололись на два враждующих лагеря – Внешние Спутники и Внутренние Планеты. Однако сюжет книги рассказывает о другом. Начинается всё, когда где-то в открытом космосе терпит аварию обычный земной корабль «Номад». Единственный выживший, помощник механика Гулливер Фойл, почти полгода не предпринимал ничего, чтоб восстановить работоспособность корабля, пока дрейфующий «Номад» не повстречался с другим земным кораблём – «Воргой-Т». Но «Ворга» прошла мимо, даже не попытавшись помочь, и у Фойла появилась цель в жизни – найти того, кто бросил его на погибель в открытом космосе, и отомстить. Ухитрившись более-менее восстановить работоспособность «Номада», Фойл смог добраться до населённых планет и начал погоню за своим врагом. Но пока он разыскивал безвестного капитана «Ворги», его самого преследовали самые высокопоставленные лица Земли, так как на «Номаде», местонахождение которого Фойл скрыл, находился груз особого вещества ПирЕ, способного в один момент решить исход войны с Внешними Спутниками в пользу землян.
Рекомендации в очередной раз не подвели – книга получилась действительно замечательная. Здесь отлично выдержан баланс между внешним и внутренним сюжетами – погоней за ПирЕ и военными действиями с одной стороны, и психологией человека, одержимого жаждой мести, с другой. Кроме того, роман наполнен многочисленными разнообразными фантастическими идеями, каждой из которых могло бы быть посвящено отдельное произведение, но в данном случае они имеют скорее декоративную ценность, при этом оставаясь важными и для сюжета книги. Основное же внимание Бестер явно уделяет историям своих персонажей, ни один из которых, кстати, не выглядит однозначно положительным или отрицательным героем независимо от отведённой им роли. У любого из главных действующих лиц есть заметные плюсы, причём самые различные, равно как и существенные минусы, тоже не отличающиеся однообразием. Соответственно, до самого конца невозможно понять, на чью сторону склоняются симпатии автора, а значит, и финал оказывается совершенно непредсказуемым. В «Человеке без лица» именно окончание книги несколько смазало общее впечатление, но здесь, к счастью, такого не случилось, так что мне ничто не мешает назвать «Тигр! Тигр!» однозначным и безусловным шедевром.
Вероятность перечитывания: 80-90%.