- Ты знаешь, в чём разница между молитвой и медитацией, Шмяк?
Я покачал головой.
- В молитве ты разговариваешь с Богом. В медитации – слушаешь.
Шесть лет я только и делал, что слушал. И знаешь, что я услышал?
И вновь я ничего не сказал.
- Ни единого слова, Шмяк. И теперь мне есть что сказать в ответ.
Я покачал головой.
- В молитве ты разговариваешь с Богом. В медитации – слушаешь.
Шесть лет я только и делал, что слушал. И знаешь, что я услышал?
И вновь я ничего не сказал.
- Ни единого слова, Шмяк. И теперь мне есть что сказать в ответ.
Уверен, что, не появись эта книга в числе моих рекомендаций на Фантлабе, я бы вряд ли обратил внимание на творчество Кристофера Мура. Да и попадись мне она на глаза без дополнительной информации, я бы скорее всего не стал читать дальше названия. К религии я равнодушен, так что восторга у меня не вызывают ни восхваление, ни глумление над ней. Однако оценки и отзывы были весьма завлекательны, так что книгу я нашёл, хоть и не без проблем, и прочёл. Сочиняя этот роман, Мур воспользовался тем общеизвестным фактом, что ни в одном из четырёх евангелий не описан тридцатилетний промежуток между рождением и началом пастырской деятельности Иисуса Христа. Просто, как выяснилось, это время описывать было некому. Кроме одного-единственного человека – левита по прозванью Шмяк, бывшего другом и спутником Иисуса с шестилетнего возраста. Но время рассказать его историю пришло далеко не сразу – лишь спустя две тысячи лет после тех событий небесные силы решают, что наконец-таки пора открыть истину, возвращают Шмяка к жизни и поручают ему написать новое, полное евангелие. И Шмяк начинает вспоминать детство, юность, раздумья Иисуса (которого он называет Джошуа, или Джош) о своём предназначении. Результатом этих раздумий становится многолетнее путешествие на восток, вплоть до Китая и Индии, в поисках Валтасара, Гаспара и Мельхиора – трёх волхвов, когда-то пришедших привествовать рождение Иисуса. Именно там, по словам Шмяка, Джош изучил принципы буддизма, конфуцианства, йоги и многого другого, положив их в основу своего собственного учения. Но сколь бы долгим ни было это путешествие, всё равно однажды оно приведёт Джошуа и Шмяка обратно в Палестину.
Мура можно было бы заподозрить в желании привлечь читательское внимание какими-нибудь сенсационными псевдооткрытиями, если б такому предположению не противоречила общая направленность его книги. «Агнец» - роман прежде всего юмористический и заведомо несерьёзный в плане соответствия историческим и библейским реалиям. При этом автор вовсе не смеётся над самим героем и проповедуемыми им ценностями – несмотря на то, что Джош (вместе со Шмяком) постоянно попадает в разнообразные смешные ситуации, это ничуть не мешает Муру проявлять совершенно искреннее уважение к нему и к его целям. Так что книга ни в коем случае не является глумлением над Библией, верой и христианскими ценностями вообще, она лишь привносит в них некоторую толику юмора. А в конце концов, чрезмерно серьёзный подход к чему бы то ни было, в том числе и к вере, ни к чему хорошему не приводит. Что же касается непосредственно содержания романа, то оно далеко не полностью состоит из выдуманного путешествия и обучения героев; во второй половине всё чаще начинают происходить знакомые всем события, хотя многих из них Мур касается как-то вскользь. Выдуманные автором эпизоды тесно переплетаются с взятыми из евангелий, отслеживать их оказывается весьма интересно. Правда, шутки его не всегда получаются смешными, а иногда Мур явно перегибает палку, и это портит впечатление от книги. В результате «Агнец» получился небезынтересной, но, по-моему, не шедевральной книгой. Впрочем, как эксперимент он вполне заслуживает внимания.
Вероятность перечитывания: 10-20%.