Я думал о Древних Богах и спрашивал себя, как может всё измениться,
если откроется путь к их возвращению. Мир может быть хорошим
местом, или плохим, и без сверхъестественного вмешательства;
мы выработали свои собственные способы действий, определили
для себя добро и зло. Некоторые боги хороши для достижения отдельных
идеалов, а не для осуществления реальных целей, здесь и сейчас.



Роджер Желязны оставил весьма обширное творческое наследие, и ограничивать своё знакомство с его творчеством одним "Амбером" я, конечно, не собирался. Но просто глаза разбегались при попытке выбрать следующую книгу - очень уж их много. Так что пришлось в буквальном смысле тянуть жребий, и выбор пал вот на этот роман. Потом я ещё добавил себе в качестве оправдания интерес к тому, чем закончилось творчество Желязны, ведь "Ночь" - это его последнее крупное сольное произведение, все остальные книги, выходившие позднее, были созданы в соавторстве или вообще дописаны другими писателями.
Итак, "Ночь в тоскливом октябре". Книга, как говорится, цепляет буквально с первых строк сразу по нескольким причинам. Во-первых, рассказ ведётся от лица пса по имени Нюх, чей хозяин хорошо нам известен как Джек Потрошитель. Во-вторых, Джек и Нюх входят в число участников некой таинственной игры, длящейся на протяжении целого месяца (если не больше) и заканчивающейся 31 октября, в канун Дня всех святых. При этом Нюх рассказывает о происходящем так, как будто вся подоплёка его известна не только героям, но и читателю - что это за Игра, что за схему он составляет, что это за Твари, которых его хозяин держит в плену, и так далее. В целом такой приём создаёт очень интересный эффект вовлечённости в происходящее с самого начала, да ещё и добавляет интереса к чтению, ведь хочется узнать не только то, чем это всё закончится, но и что оно вообще означает. Ну и в-третьих, Желязны сделал героями своей книги сразу нескольких весьма известных литературных персонажей - читателю встретятся и Шерлок Холмс, и Дракула, и Франкенштейн (правда, тут они фигурируют как Великий Детектив, Граф и Добрый Доктор соответственно). Возможно, есть и другие, опознать которых мне мешает недостаточность знаний. Впрочем, заслуга автора не в том, что он изобразил у себя чужих персонажей, а в том, что в его книгу они вписались просто-таки идеально; особенно хорошо это понимаешь, когда становится наконец окончательно ясно, что за Игра тут ведётся - кому и участвовать в определении судьбы мира, как не таким легендарным личностям? А учитывая, что расстановка сил меняется буквально день ото дня по самым разным причинам, читать очень интересно до самого конца, предугадать который, кстати, думаю, взялись бы немногие. В целом же "Ночь..." - это очень любопытное и запоминающееся произведение с элементами литературной игры, одновременно авторский эксперимент, даже с некоторой долей шутки, и дань памяти писателям прошлых лет, в особенности, конечно, перечисленным в посвящении (По, Шелли, Конан Дойл, Лавкрафт, Стокер и другие). Правда, надо добавить, что Желязны раскрыл лишь ничтожную долю тайн изображённого им мира, даже не приблизившись к объяснению главных загадок. Но это не повод не читать эту замечательную книгу - это лишь повод пожалеть, что Мастер не успел написать ещё одну.
Вероятность перечитывания: 80-90%.