В любом затруднительном положении, когда любое решение аморально, остается
возможность действовать во имя наибольшего добра для наибольшего числа людей.
Гордон Зеллаби
возможность действовать во имя наибольшего добра для наибольшего числа людей.
Гордон Зеллаби
Уже больше года прошло с момента моего первого знакомства с творчеством этого английского классика фантастики. Продолжить знакомство я собирался, но как-то вот момент этого самого продолжения все откладывался и откладывался Но всему приходит конец когда-то, и я все-таки решил взять в руки еще одно известное произведение Уиндэма.
Действие романа происходит в маленькой британской деревушке под названием Мидвич. Это был самый обычный поселок, каких сотни и тысячи, там веками не происходило ровным счетом ничего, но однажды все изменилось. После того, как один осенний день странным образом выпал из жизни Мидвича (все находившиеся в деревне и поблизости от нее этот день просто проспали), все женщины, способные иметь детей, оказались беременными. Появившиеся на свет дети поначалу вроде бы ничем не отличались от обычных, кроме золотых глаз, однако вскоре выяснилось, что они, во-первых, развиваются примерно вдвое быстрее, чем положено, а во-вторых, являются очень сильными телепатами и способны в буквальном смысле управлять действиями других людей. Теперь людям надо было выяснить, кто это такие, каковы их цели и что нужно предпринять в связи со всем этим...
Пожалуй, это не лучшая книга Уиндэма (хотя мне-то трудно судить в целом о его творчестве, прочитав всего два романа), однако это совсем не значит, что она плохая или даже средняя. Основное ее содержание - это не столько само противостояние людей и Детей в Мидвиче, сколько выражение мыслей автора по поводу взаимодействия разумов и развития человечества, а также по другим сопутствующим вопросам. Мысли эти высказывает самый интересный, пожалуй, персонаж книги - Гордон Зеллаби, известный писатель, владелец поместья в Мидвиче. Не знаю, насколько его образ является альтер-эго самого Уиндэма, однако мне лично очень хочется так считать. Именно Зеллаби оказывается главным героем книги, несмотря на то, что рассказ идет от лица другого персонажа. Впрочем, этот метод, конечно, довольно распространен.
А в целом - прочел с большим удовольствием. Буду читать книги Уиндэма дальше.
-...На чем я остановился?
- На марсианах Уэллса, - подсказал я.
- Ну конечно. Так вот, это и есть прототип бесчисленных вторжений. Сверхоружие, против которого человечество доблестно сражается с помощью своего хилого оружия, пока наконец не спасается каким-то невероятным способом... В Америке, естественно, это выглядит масштабнее и лучше. С неба спускается нечто, из него выходит другое нечто. Через десять минут, несомненно благодаря отлично налаженной связи, в стране от побережья до побережья начинается паника, и все дороги из всех городов забиты народом, который спасается бегством - кроме Вашингтона. Там, напротив, необозримые толпы людей неподвижно стоят и глядят - с побледневшими лицами, но верой в глазах - в сторону Белого Дома. А в это время где-то в Кэтскилле никому не известный профессор и его дочь вместе с молодым ассистентом стараются изо всех сил, как полоумные акушерки, чтобы помочь рождению dea ex laboratoria, которое спасет мир в последний момент. Вообще-то к сообщению о подобном вторжении следовало бы отнестись не столько с паникой, сколько со скепсисом, но будем считать, что американцы знают свой собственный народ лучше. И что же мы в конечном счете имеем? Просто еще одну войну. Мотивировки упрощены, вооружение усложнено, но суть та же, и в результате все прогнозы, спекуляции или экстраполяции оказываются совершенно бесполезными, если подобное происходит в действительности. В самом деле, становится грустно, когда подумаешь, каких умственных усилий это потребовало от предсказателей, верно?