Как я уже не раз писал, Дункан давно и прочно входит в Топ-10 моих любимых фэнтези-авторов. Более того, он находится там даже дольше всех остальных, кроме, может быть, Глена Кука. А начиналось мое знакомство с его творчеством около 10 лет назад вот с этого самого романа, открывающего тетралогию «Принцесса Инос», которая, в свою очередь, является первой половиной цикла «Хроники Пандемии».
Пандемией называется мир, в котором происходит действие цикла. В этом мире есть один огромный континент, носящий то же название. Большую часть континента занимает Империя – крупнейшее и сильнейшее государство мира, однако на окраинах и на прилегающих островах хватает других стран и народов. Одной из таких стран является Краснегар, расположенный на дальнем северо-западе материка. Это, в общем-то, даже не страна, а просто независимый город, расположенный на границе земель гоблинов и живущий в основном посреднической торговлей между ними и империей. Однако у него есть своя королевская династия, происходящая от знаменитого волшебника Иниссо, легендарного основателя города. Но вот настал такой момент, когда единственной наследницей оказывается юная принцесса Иносолан. Она девушка с характером и считает себя вполне способной к самостоятельному правлению, однако отец ей популярно объясняет, что джотунны (если вкратце, то типичные викинги), составляющие половину населения города, женщину на троне не примут, да и импам (это вообще самые обычные люди, просто название такое) это будет не слишком по душе. Кроме того, есть два явных претендента на руку Инос и на трон, но если выбрать одного из них, то может даже начаться гражданская война. Так что в данный момент главная цель Инос – поиск подходящего мужа, который справится с властью. Для этого принцессе приходится уехать в империю ко двору родственницы-герцогини, которая всю свою жизнь посвятила устроению чужих браков. Вторым главным героем книги является юноша-конюх по имени Рэп, желающий всю свою жизнь посвятить службе Инос и чуть ли не единственный ее подданный, оставшийся верным в трудную минуту. Впрочем, первая книга прерывается, как водится, на самом интересном месте, так что о сюжете и об остальных составляющих я, пожалуй, напишу в следующий раз, а пока хочу отметить одну из главных удач этого цикла. Здесь описана одна из самых интересных и изящных систем волшебства, которые я когда-либо видел. Вся магия тут основана на знании волшебных слов – длинных и бессмысленных последовательностей слогов, обладающих однако, особой силой. Источник их, правда, неведом никому, зато известно их воздействие. Человек, знающий одно слово, становится гением в какой-либо одной области, в том, к чему он был склонен изначально. Человек, знающий два слова, получает возможность почти мгновенно в совершенстве освоить любую область человеческой деятельности. Три слова делают человека волшебником, четыре – магом, способным при желании чуть ли не перестроить весь мир по-новому, хотя это зависит от силы слов и конкретного человека. Пять слов убивают знающего их на месте. Борьба за эти слова является одной из движущих сил сюжета всего цикла, но об этом, пожалуй, в следующий раз.