За прошедшие с начала сентября дни погрузился в СК3 поглубже, вообще сделал себе примерный план, как потыкать в неё пальцем с разных сторон. А именно, поначинать партии в таком порядке: католики, православные, язычники (два раза - скандинавы и африканцы), мусульмане, индусы.
Католическая партия началась за короля Италии в 867 году. И это был яркий пример того, что хорошего правителя, который за отведённое ему время неплохо укрепил и расширил страну, могут запросто подвести наследники. Единственный сын от первого брака умер в детстве, оставшаяся дочь оказалась гулящей, наплодила полдюжины детей от разных отцов и в конце концов, не дождавшись короны, была удавлена собственным мужем. Оставшийся законный внук и наследник моего короля Луи оказался бесплоден с рождения, так что королю пришлось жениться вторично в 60 лет.
Долгожданный мальчик-наследник появился всё-таки на свет, но короноваться ему пришлось уже в пятилетнем возрасте. Юный возраст и недоказанные, но упорные слухи о том, что его отцом был не старый король, спровоцировали массовый бунт вассалов, в результате которого королевский титул мой подопечный утратил,оставшись герцогом Пьемонта. На этом я пока остановился, вернусь попозже, возможно.
За православных начал партию императором Византии (ну да, не люблю я выбираться из грязи в князи, хочется сразу судьбы мира верить), сразу попал в войну с сельджуками и с удивлением обнаружил, что могу выставить армию лишь втрое слабее, чем у кочевников. Как-то это не по-императорски. Расстроился и тоже вышел.
Наконец, третья партия, пока самая успешная, но тоже ещё не так уж далеко продвинулся. Но мой шведский ярл Бьорн настолько успешно расширял свои изначальные владения, что к концу правления благополучно провозгласил себя королём (мне просто не хотелось делить набранные герцогские титулы между наследниками, так что надо было сделать единственный главный титул). При этом оказалось, что при создании титула можно выбрать способ наследования, и вместо разделения я ввёл древний обычай выборов короля.
В царствование следующего короля, внука Бьорна по имени Оке, я сделал для себя минимум два открытия в игровом плане. Во-первых, стало можно успешно отыгрывать тирана. Раньше против монарха, который налево и направо рубит головы, сажает вассалов в тюрьмы и отбирает титулы, создавались в конце концов мощные фракции, справиться с которыми удавалось далеко не всегда. Теперь же тиран способен реально запугать многих персонажей (лучше я не стану рассказывать, на что король Оке пошёл, чтоб захватить одно из священных мест скандинавов), так что они и в мыслях не допустят присоединения к враждебной фракции или заговору.
Это, понятно, не гарантия спокойной жизни для злодея на троне, да и запугать можно не всех, но всё же нововведение хорошее.
Во-вторых, вассалы сейчас существенно активнее, чем раньше. Не исключено, правда, что это специфика конкретной партии (викинги и всё такое), но в какой-то момент я с удивлением обнаружил, что Оке властвует не только над половиной Скандинавского полуострова, но и над довольно приличным куском земли в Уэльсе и центральной Англии. Больше того, шведским цветом закрашен даже клочок земли в далёкой Португалии. Так что к концу своего 45-летнего правления Оке носил странноватое сочетание титулов - короля Швеции и Уэльса.
При этом оба титула удалось передать одному наследнику, и не факт, что дальше будет также, поскольку выбор короля проходит независимо один от другого. Теперь мне даже интересно, если в следующий раз наследники окажутся разными, предложат ли мне выбор, за кого из них продолжить партию?