Может, я хочу написать князю большое письмо о новом подвиге Урманина. Не выдумывать же!
Это только летописцы корябают при свечке, что им начальники укажут.
А я передаю истинную правду, своими глазами виденную при ясном свете дня.
Это только летописцы корябают при свечке, что им начальники укажут.
А я передаю истинную правду, своими глазами виденную при ясном свете дня.
Интересно бывает наблюдать, как сразу на нескольких дневниках по очереди появляются отзывы о какой-нибудь новой книге. Своего рода флешмоб в миниатюре получается Очередной такой "моб" был порожден вот этим сообщением Джесс, после которого как минимум три человека - Шаман, Пикси и я - решили прочесть новую книгу известного писателя Дивова, чего, в принципе, делать не планировали. Что интересно, оценки получились довольно схожими - "не блистательно, но хорошо, и весьма", ну и я тоже не буду оригинален и к такой оценке присоединюсь.
До этого у Дивова я не читал ничего (кроме одного-двух рассказов, но это не в счет), поэтому не представлял, чего ждать от этой книги. Конечно, Джесс предупреждала, что это "нетипичный Дивов", но ясности это ничуть не прибавило Но вот что любопытно - какое-то подсознательное желание прочесть именно эту книгу у меня было еще с того момента, как я ее впервые увидел в магазине, а уж после отзывов чтение было неизбежно. При этом остальные книги Дивова почему-то интереса у меня не вызывают. Странно это как-то... Но хватит обо мне, надо что-то и о книге сказать.
Илья Муромец знаком, наверное, каждому человеку, хоть что-то слышавшему о нашем фольклоре вообще и былинах в частности. Фактически, это самый популярный и известный герой отечественного эпоса, как бы высокопарно это ни звучало. Неудивительно, что и художники с писателями нередко обращались к этому образу, и ученые то и дело затевали новые исследования в надежде разыскать реальный прототип былинного богатыря. Именно Илью Олег Дивов сделал главным героем двух небольших повестей, составивших художественную часть этой книги. Обе повести основываются на древних былинах, но если первую знают все ("Илья Муромец и Соловей-разбойник"), то вторая ("Сорок калик со каликою") знакома разве что специалистам. Обе повести даже не то чтобы просты, а словно бы нарочито примитивны в плане сюжетной интриги, психологии героев и многих других составляющих, наличия которых обычно требует искушенный читатель. С другой стороны, благодаря этому текст сохраняет ощущение "былинности", несмотря на глубокую историческую подоплеку и наличие множества мелких подробностей (кстати, с трудом можно представить, сколько материалов перелопатил писатель, прежде чем создать это не такое уж и объемное произведение). Эти две истории об Илье Муромце (а вернее, Илье-Ульфе Урманине, уроженце варяжских земель - есть и такая версия происхождения этого человека) не ставят целью перевернуть представление читателя о легендарных событиях или показать единственно верную точку зрения на них, вовсе нет. Это просто один из вариантов того, как все могло происходить, прежде чем стать легендой. Всегда ведь (или почти всегда) интересно оценить другой взгляд на известные события...
Я не случайно упомянул чуть раньше о художественной части книги - есть здесь и нехудожественная, ничуть не менее, а то и более интересная и увлекательная. В приложении напечатаны два эссе Дивова, посвященных былинам вообще и образу Ильи в частности, почитать которые стоит и сами по себе всем любителям истории и отечественного фольклора, а уж с повестями они сочетаются просто-таки идеально.
Итог: очень симпатичная книжка, вполне заслуживающая близкого знакомства. Кстати, я тут услышал, что это лишь часть масштабного проекта "Мир былин", в рамках которого должны появиться не только книги, но и компьютерные игры. Не знаю, заядлым геймером я уже давно не являюсь, но одним глазком, может, и взглянул бы.