Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам днесь,
и дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим.
И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползет в пыли у стоп наших.
Аминь


Вспомнил о том, что не написал об этой книге, когда увидел у Pixi рецензию на "Конгрегацию". Нет, Попову я пока не читал, просто книга Пекары - это тоже вариация на тему инквизиции, вариация небесспорная, но в любом случае примечательная.

Польский писатель Яцек Пекара раньше мог быть известен нашим читателям разве что одним-двумя рассказами да мимолётным упоминанием в знаменитом эссе Сапковского "Вареник, или Нет золота в Серых горах": "И все было - о, диво! - в меру славно до тех пор, покуда мусолили говардовско-толкиновскую схему, пока у Яцека Пекары империи выбивали друг другу зубы в борьбе за верховенство, а у Феликса Креса мрачные герои боролись с судьбой "и предназначением." Правда, в книге, о которой пойдёт речь, никаких сражающихся империй нет; а цикла об инквизиторе Мордимере Маддердине, первой книгой которого и является "Слуга божий", во время написания того эссе попросту даже не существовало.

Когда речь заходит о польском авторе, пишущем в жанре фэнтези, сравнения с Сапковским неизбежны, и в данном случае на первый взгляд оправданны. Роман в рассказах, служащий началом объёмной серии; герой, борющийся с разнообразными проявлениями зла... Различия начинаются в деталях, хотя насколько они на деле глубоки, по одной книге сразу не скажешь. Место действия романа Пекары - вроде бы Европа, хотя большая часть географических названий на современных или даже исторических картах вряд ли отыщется. Мордимер Маддердин, служитель Святого Официума, странствует по городам и весям, искореняя ересь, истребляя ведьм, оборотней и простых бандитов, а временами сталкиваясь и с более запутанными случаями. Время от времени на помощь ему приходит ангел-хранитель, придавая истинно божественную силу и власть... Да, в этом мире вопрос о вере и неверии в бога и ангелов не стоит - проявления высшей силы нередки и очевидны. Но это не единственное отличие; Иисус здесь не принял со смирением земную кару, а, сойдя с креста, мечом отомстил своим гонителям, и теперь известен как Мясник из Назарета... Идею по нашим временам трудно назвать шокирующей, но необычности и перспективности у неё не отнять. Вот только предлагаемыми возможностями Пекара словно бы пренебрёг.

Помести автор своего героя и привнеси те же сверхъестественные детали (от ведьм до ангелов) в известную нам историческую Европу, по большому счёту ничего бы не изменилось. Кровь, жестокость, костры для ведьм и еретиков, подковёрная борьба внутри самой церкви - ничего не добавилось и не убавилось. Всегда думая об авторах лучшее, я верю, что в других книгах серии придуманный Пекарой ход проработан сильнее, но на русском языке их ещё нет, а единственная имеющаяся, увы, не убеждает. Не слишком убедительны и сами герои. Мордимер попросту неприятен; при бесспорной искренности и истовости своей веры (не в существование бога, в чём сомнений быть не может, но в его безусловную благость), он подчёркнуто жесток и аморален. Наверное, это даже логично, но сейчас я говорю исключительно о личных впечатлениях. Спутники инквизитора и вовсе набросаны несколькими штрихами, не больше, в качестве одушевлённых функций поддержки. О противниках чаще всего не сказать даже этого - они из ниоткуда возникают на пути Маддердина и туда же, в никуда, исчезают.

Подытожим (с) Д. Колчин, команда КВН "СОК"
В голове крутятся речевые обороты вроде "Замах на рубль, удар на копейку", "Весь пар в гудок ушёл" и т.п. И что особенно печально, в данном случае они справедливы. Книга могла быть сильно лучше, и если на русском выйдет что-то ещё об инквизиторе Маддердине, я, пожалуй, дам автору ещё один шанс - перспективы-то для этого он же и создал. Но пока... Первую книгу в отрыве от прочих я бы не рекомендовал.